Никто не любит конфликты, но это часть нормального человеческого опыта, особенно на работе. Вырабатывая здоровые реакции на конфликты, мы развиваем навыки, которые могут служить нам всю жизнь и проложить путь вверх по карьерной лестнице. Давайте обсудим вместе с бизнес-тренером Нурией Архиповой шесть правил грамотного поведения в конфликтах на работе.
1. Мудро выбирайте стратегию.
Не существует правильного или неправильного ответа на вопрос о том, как и когда использовать ту или иную стратегию разрешения конфликта. Например, если рассматриваемый вопрос не так важен, может быть правильно использовать стратегию уступчивости, чтобы просто перешагнуть через конфликт. Но для более важных вопросов может быть важно занять более твердую позицию, чтобы достичь желаемых результатов.
2. Не обороняйтесь.
Мы все обороняемся, когда чувствуем, что нас припирают к стене. Но такая позиция мешает нам увидеть, а тем более понять позицию других. В интересах каждого попытаться понять мышление противоположной стороны. Хотя вы не обязаны соглашаться с их мнением, закрытость мешает продвижению конфликта к разрешению.
Попытавшись поставить себя на место другого, вы сможете значительно разрядить нестабильную ситуацию. Хотя это и не обязательно, постарайтесь увидеть логику в аргументах другого. Вместо того чтобы говорить "нет", постарайтесь понять позицию противоположной стороны.
3. Активно слушайте.
Слушать, а не говорить - это ключ к успешному общению. Это особенно верно, когда речь идет о разрешении конфликтов и управлении конфликтами в коллективе. Вам необходимо понять, что именно беспокоит человека в данной ситуации.
Для нас естественно говорить о своих собственных проблемах и из-за этого нам часто бывает трудно выслушать аргументы других. Более того, для менеджеров, которые хотят быстро решать проблемы, может показаться естественным, что при возникновении конфликта все разговоры будут вести они.
Но гораздо лучше дать возможность другим высказать свою точку зрения без помех. Создайте обстановку, в которой все будут в центре внимания, а затем дайте каждому возможность высказаться. Возможно, вы обнаружите новый аргумент в споре, что поможет совместному решению проблем.
4. Будьте скромны.
Даже если вы занимаете самую сильную позицию в споре, все равно существует вероятность того, что вы можете ошибаться. Следовательно, скромные лидеры не используют стратегию соперничества при взаимодействии с другими людьми. Они выслушивают все мнения, вместо того чтобы слепо продвигать свою программу действий.
Более того, они постоянно открыты для обратной связи, даже если она касается их навыков управления конфликтами.
5. Не принимайте на свой счет
Зрелый лидер понимает, что аргументы направлены не на него лично, а на рассматриваемые вопросы. Когда предмет спора привязан к вашему эго, вам будет гораздо сложнее прийти к компромиссу с коллегами.
6. Сохраняйте спокойствие.
Разрешение конфликтов невозможно в гневе. Особенно это касается лидеров. Задайте соответствующий тон общения для своей команды или коллег. Профессиональный менеджер обладает эмоциональным интеллектом и умеет держать свои эмоции под контролем.
7. Ищите невербальные сигналы.
Сопротивление в конфликтной ситуации не обязательно выражается в повышении голоса и гневных словах. Невербальное общение тоже играет большую роль. Язык тела и тонкие невербальные сигналы могут многое сказать о том, что думает собеседник на самом деле. Это особенно верно, если человек интроверт или не привык решать конфликты напрямую. Ваша способность "читать людей" и определять, когда язык тела человека не соответствует его словам, очень важна для того, чтобы довести спор до разрешения.